TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Василия Дворцова

ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ


23.02.2005
14:42

ГОСПОДИН ЛЕБЕДЕВ?!

    Добрые люди подсказали, и я узнал, что совершенно нежданно-негаданно меня <посчитали> в авторы независимого альманаха <Лебедь>. Главный редактор даже фотографию . . .

09.11.2004
08:26

ГРОЗНЫЙ: ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ

    Чего только не сделаешь из трусости? Вот и я, дабы не походить на ваххабита, осквернил ножницами семь лет некасаемую бороду. Так что теперь, видя где-нибудь своё . . .

16.06.2004
20:06

ИЗМЕНА ОТ КУКЛИНА

    В 4-5 номерах <Сибирских огней> за 2004 год ( http://www.sibogni.ru/archive/34/376/ ) опубликован исторический роман Валерия Куклина <Измена>, описывающего события Смутного времени . . .

24.05.2004
17:17

ТАЁЖНЫЕ МЕНЕЛАИ

    С пятого класса советской общеобразовательной школы я мучался искренне и бессонно: ну почему величайшее эпическое повествование закручено на столь мелком . . .

15.05.2004
05:51

ТО-ТО, БРАТЦЫ, БУДЕТ СЛАВА

    Выше (см. <Лето резко континентального климата>) мы уже рассуждали о двойственной роли Праматери Бабы-Яги - испытальщице и дарительнице, о смешении в сказках двух . . .

03.04.2004
15:09

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

    Много ж нынче разговоров о нефти и правах на неё. Зазудело и мне своё лыко в общую строку встроить. Вдруг, да кто услышит провинциального лапотника и православного . . .

24.10.2003
21:18

БОГ ДАЁТ ВРЕМЯ

    Косое солнце розово контурит облетевшие тополя и липы, ещё хранящие испарину первых ночных заморозков, но асфальт с каждой минутой греется, и воскресный город за . . .

28.09.2003
09:15

ПОД МЕССИАНСКИМ СПУДОМ ТОПОНИМИЧЕСКОГО СУБСТРАТА

    Впервые Западная Сибирь упоминается в русской летописи в одиннадцатом веке под именем <Обдория>. С 1187 года нижняя Обь вошла в <волости подданные> Великого . . .

23.08.2003
20:13

ШАМАН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

    Мир хантов-остяков (<Ас-ях> - <остяк>) множит загадки своей угасающей культуры. Описатели и исследователи, начиная с Г. Новицкого, А. Кастрена, Регули, Диенеша, . . .

19.07.2003
11:05

ЛЕТО РЕЗКО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА.

    Лето резко континентального климата, ни для кого и никогда не привычным перепадом температур в семьдесят-восемьдесят градусов, варит в котле сибирской черепной . . .

24.05.2003
16:33

КРАСОТА, СПАСИ МИР!

    Телеэкранизация Достоевского не должна была случиться иначе, чем через режиссуру Владимира Бортко. Мудрого и талантливого Бортко, сумевшего даже из карманной булгаковской фигушки создать эпическую психопанораму смены класса правящего классом уголовным - волошинской формулы революций. И ещё: зримый Достоевский должен был воплотиться только сериалом. Само писание Фёдором Михайловичем своих произведений для публикаций журнальными фрагментами с авторски простроенными поместными интригами, кульминациями и финалами определяет эту законность. И вот, вырубив телефоны, каждый раз мы всей семьёй восторженно затихаем у экрана, и только младшая изредка всхлипывает: заранее жалко Мышкина.

    А угораздило же и меня этим Великим постом поддаться желанию творить добро и <вынуть> из небытия для неведомого дальнесельного Спасского храма большую иконостасную <Всех скорбящих радости>. Утраты были страшенные - процентов семьдесят. Реконструкция порой напоминала следственные действия с привлечением, за отсутствием свидетелей, одних лишь понятых - неструктурируемую психологией интуицию и конкретный ремесленный опыт. Однако, легший на стол под лампу неизвестный автор был из васнецовского круга, религиозно тонко чувствующий академист, профессионально живописно и богословски дотошно промысливший каждый сюжетный фрагмент, и удовольствие от контакта с ним я получал немалое. За это вот удовольствие теперь настоятель дальнего подворья монастыря Новомучеников вносил и вносил в мою мастерскую завёрнутые в разноцветные ткани разновеликие доски. Охотно верю, что больше некому, верю, что монахи и прихожане их райцентра все меня отныне любят и ждут, как родного, что. . . но. . . были-то и свои планы на лето.

    Освобождаем, разворачиваем, разоблачаем. Среди остального глаз цепляется за большую, метр с чем-то, истыкано-исцарапанную икону целителя Пантелеймона. Ну, как же, точно такая, только в четверть размером, уже пару месяцев стоит в дальнем углу. Осталось-то нимб выправить и отдать. На новопринесённой, не в пример надруганному Спасу, лик Пантелеймона пострадал мало, и через мелкие выбоины буквально лучится внутренним миром. Нежно-ясный карий взгляд розовощёкого юноши, открыто принявшего мучения за свою веру. В чуть великоватой руке - лжица с лекарством из кипарисового ларца. Зелень хитона пронизана золотыми свечениями энергий Святаго Духа. Когда-то белый фон преображённого незакатного неба. Переворачиваю - так! - чуть читаются буквы клейма Русского Пантелеймоновского монастыря святой горы Афон. Надо же, какая радость! Подобная в нашем Н-ске есть только в соборе Александра Невского. . . А сбоку - прибитые гвоздями навесные петли. . .

    Из-за подходящих размеров икона много лет служила дверью свинарника.

    Другая доска, с житийными клеймами мученицы Параскевы, удачно подошла для курятника. В ней, в самой середине, даже выпилили маленькую дверцу с крючочком - специально для яйценосных рябок и хохлаток. А вставная дверца - фрагмент <Богоматери Умиление злых сердец>.

    Эх, Фёдор Михайлович! Эх! Какая же дрянь русский человек без Православия.

    Икона - дверь, икона - крышка погреба, доска для рубки мяса. Икона - мишень. Икона-поддон. Чего, честно сказать, только не навидался за эти двадцать с лишим лет, какой мерзости запустения не оплакал. И сотворяли сие не одни только рижские стрелки, бердичевские комиссары и харбинские интеротрядовцы. А, в подавляющей своём большинстве, рязанские, вологодские, угличские, екатеринбургские, арзамасские, могилёвские и иркутские крестьяне-христиане. Бывшие христиане, бывшие крестьяне.. Обезумевшие бунтом, обеспамятшие беспутством, расхристанные марксами русские люди. . . Видел. И всё каждый раз зарубка по сердцу: ладно, на всё Божья воля, и пусть апокалиптический ангел снял печать, и вышли на поверхность стрихнины, пусть одержимые ими мильёны зубами разорвали собственную Родину в ослеплении гражданской непримиримости, и пусть потом на гноищах чёрных площадей под маскарадные горны и барабаны долго-долго пылали ритуальные костры из религиозных пережитков, но! Почему же и через полвека, их, уже не мучимые буйными припадками стадного бросания в море, дети и внуки, у которых при виде креста уже не вздрагивала давно свободная совесть, почему у них-то ничего не ёкало от красоты? Просто-напросто красоты? Хотя б селезёнка.

    Нежно-ясный карий взгляд розовощёкого юноши, открыто принявшего мучения за свою веру. В чуть великоватой руке - лжица с лекарством из кипарисового ларца. Зелень хитона пронизана золотыми свечениями энергий Святаго Духа. Когда-то белый фон преображённого незакатного неба. Из-за подходящих размеров икона много лет служила дверью свинарника.

    Почему, казалось, ради бы только этой внешней красы, никто не соскоблил, не смыл с изысканнейшего произведения художника далёкой монашеской страны кал, слюни и хлёбово, не внёс <картину> куда-нибудь в дальний закуток, или не передал в районный музей Почему? Что, выросшие под наглядной агитацией и в смотрах самодеятельности не готовы к оценке высокого искусства?

    <Если Ты Христос, так спаси себя сам>!

    Дело тут вовсе не в воспитании. Восприимчивость красоты - это инстинкт. Инстинкт боговосприятия. Тяга к красоте - не приобретаемый рефлекс, а чувство. И чувство чисто религиозное. Книга православного аскетического опыта <Добротолюбие> в своём названии переведена с греческого на славянский не точно, слово <Филокалия> означает не <Доброто->, а буквально <Красото-любие>. И там, и не только там, а во всех описаниях святыми отцами созерцания Горнего на первом месте всегда ставится <красота>, а потом только - <добро>, <мир> и <радость>. То есть, ими засвидетельствовано, что Красота - непременно первое для человека определение Бога, первое познаваемое нами Его свойство. И это та именно Красота, что спасёт мир. Ибо спасает только Спаситель - Христос. <Иисусе, красото пресветлая>, - а каким иначе может быть Бог? <Иного не вемы>. Что и обобщается в церковном восклицании: <Господь воцарится - в лепоту облечется>. Отсюда слепость к красоте тоже религиозна - мракобесие.

    Эх, Фёдор Михайлович, эх! Никто, ничто русский человек без Красоты.

    Божественной красоты.

    Культура - продолжение культа. Искусство - проповедь вероисповедания. Драма - тень жертвоприношения. Режиссура - профессия простроения магического обряда. Грамотный режиссёр производит инициацию зрителя в поклонники. Литература, музыка, пластика и декламация, сливаясь, образуют зрелище, вовлекающее в свой мистериальный круг мысли и эмоции своих зрителей, и производящее в их душах программируемые изменения. Поэтому, нельзя даже из любопытства посещать постановки последователей и адептов не твоей религиозной (этической и эстетической!) традиции, а тем более - водить туда своих детей.

    Вот что-то случилось со мной после <Идиота>. Я же и так, как церковный художник, постоянно тренирую своё зрение на определение и выделение типажей. Мне не нужно, да и нельзя! запоминать особенности и частности портретов, ситуаций или фактов, мелочность только мешает в работе над образами. А тут и телевизор потерял чёткость семидесятидвухсантиметровой диагонали. Хоть в очках, хоть без очков: всё общие типажи, контуры, знаки. Маски. Национальные, в том числе. А к ночи, так и вообще, в заэкранье мелькают, словно заглядывающие в окна, фантастические хари-личины с близлежащего к Диканьке хутора. Всматриваюсь и не понимаю: якобы люди, и якобы нет. А самое сюрное то, что эти личины ещё и рассуждают о том, что хорошо, а что отвратительно. В их, харийном, понимании. Иной раз только и успеешь перекреститься пультиком: вот, вот! - и опять в одном из окон-каналов, нависнув над партой злословия, некая свинообразная якобы писательница и якобы графиня, небескорыстно высунув раздвоенный шеро-машерочный язык, подчмокивает хрякообразному якобы министру якобы культуры: <Русские уроды! Русские уроды!! И вы ещё общаетесь со всеми этими заслуженными балалаечниками?!> И далее, далее, кося по сторонам заплывшими глазками, свинообразная крупнопланово лижет и лижет хрякообразного: <Ах, вы наш бедненький министрик! И как вы терпите этих тупых распутиных и беловых>! А хрякообразный, непростительно разнежившись под софитами, щурясь прямо в экран, в ответ покряхтывает: <Положение-ссс! Вынужден, вынужден-ссс, давая нашему <Знамени>, давать и ихней <Москве>.

    Чур! Чур меня! Разве ж может быть такое на самом деле? В России?!

    Бред. Морока. Гоголевщина.

    Выключил, пошёл заваривать чай, да и задумался: вот-вот, а вдруг какой-нибудь Бортко теперь возьмётся за Гоголя? . . Тогда свинообразным только и останется броситься с обрыва в звёздно-полосатое море. И никакие, даже малевичские, черно-квадратные дверки их не удержат.

    Красота, спаси мир!

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
269682  2006-11-11 16:19:09
ВМ /avtori/lipunov.html
- В эти дни по каналу Культура дают "Идиота" (постановка Бортко) по две серии подряд и без рекламы. Вскоре будет одна из центральных сцен, на смотринах у Епанчиных, с китайской вазой. Знаменитая речь Льва Николаевича, после которой с бедным князем случился припадок, является одним из центральных мест романа. Меня она всегда поражала своей глубиной и предсказательной силой. А недавно я узнал, что сам Федор Михайлович, написав ее имел припадок. Несомненно, что таких речей в истории литературы немного. Это речь пророка, на которого снизошло откровение.

Вчера читал ее на вечере Русского переплета. А идея прочесть ее возникла после спора с Натальей Ильинишной Арбузовой, которая во второй раз наконец всмотрелась в фильм. И сказал она что вся русская душа у Достоевского ичерпана. Я же стал спорить, и сказал что большинство с вами не согласиться (хотя сам я готов был), и для эксперимента стал читать. После я выиграл. Читал мол хорошо, а к чему это весь этот бред Федора Михайловича - непонятно. Таков был вердикт.

Не пропустите фильм:



Нехристианская вера, во-первых! в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь, это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да! таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это мое личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило... Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: ╚Non possumus!╩. 1 По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем всё подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм прежде всего с них самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм! У нас не веруют еще только сословия исключительные, как великолепно выразился намедни Евгений Павлович, корень потерявшие; а там, в Европе, уже страшные массы самого народа начинают не веровать, прежде от тьмы и от лжи, а теперь уже из фанатизма, из ненависти к церкви и ко христианству! Князь остановился перевести дух. Он ужасно скоро говорил. Он был бледен и задыхался. Все переглядывались; но наконец старичок откровенно рассмеялся. Князь N. вынул лорнет и, не отрываясь, рассматривал князя. Немчик-поэт выполз из угла и подвинулся поближе к столу, улыбаясь зловещею улыбкой.

Вы очень пре-у-вели-чиваете, протянул Иван Петрович с некоторою скукой и даже как будто чего-то совестясь, в тамошней церкви тоже есть представители, достойные всякого уважения и до-бро-детельные...

Я никогда и не говорил об отдельных представителях церкви. Я о римском католичестве в его сущности говорил, я о Риме говорю. Разве может церковь совершенно исчезнуть? Я никогда этого не говорил!

Согласен, но всё это известно и даже не нужно и... принадлежит богословию...



О нет, о нет! Не одному богословию, уверяю вас, что нет! Это гораздо ближе касается нас, чем вы думаете. В этом-то вся и ошибка наша, что мы не можем еще видеть, что это дело не исключительно одно только богословское! Ведь и социализм порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием! Это тоже свобода чрез насилие, это тоже объединение чрез меч и кровь! ╚Не смей веровать в бога, не смей иметь собственности, не смей иметь личности, fraternité ou la mort, 2 два миллиона голов!╩. По делам их вы узнаете их это сказано! И не думайте, чтоб это было всё так невинно и бесстрашно для нас; о, нам нужен отпор, и скорей, скорей! Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними, и пусть не говорят у нас, что проповедь их изящна, как сейчас сказал кто-то...

Но позвольте же, позвольте же, забеспокоился ужасно Иван Петрович, озираясь кругом и даже начиная трусить, все ваши мысли, конечно, похвальны и полны патриотизма, но всё это в высшей степени преувеличено и... даже лучше об этом оставить...

Нет, не преувеличено, а скорей уменьшено; именно уменьшено, потому что я не в силах выразиться, но...

По-зволь-те же!

Князь замолчал. Он сидел, выпрямившись на стуле, и неподвижно, огненным взглядом глядел на Ивана Петровича.

Мне кажется, что вас слишком уже поразил случай с вашим благодетелем, ласково и не теряя спокойствия заметил старичок, вы воспламенены... может быть, уединением. Если бы вы пожили больше с людьми, а в свете, я надеюсь, вам будут рады, как замечательному молодому человеку, то, конечно, успокоите ваше одушевление и увидите, что всё это гораздо проще... и к тому же такие редкие случаи... происходят, по моему взгляду, отчасти от нашего пресыщения, а отчасти от... скуки...

Именно, именно так, вскричал князь, великолепнейшая мысль! Именно ╚от скуки, от нашей скуки╩, не от пресыщения, а, напротив, от жажды... не от пресыщения, вы в этом ошиблись! Не только от жажды, но даже от воспаления, от жажды горячешной! И... и не думайте, что это в таком маленьком виде, что можно только смеяться; извините меня, надо уметь предчувствовать! Наши как доберутся до берега, как уверуют, что это берег, то уж так обрадуются ему, что немедленно доходят до последних столпов; отчего это? Вы вот дивитесь на Павлищева, вы всё приписываете его сумасшествию или доброте, но это не так! И не нас одних, а всю Европу дивит в таких случаях русская страстность наша: у нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в бога насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова наша жажда! ╚Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет╩. Это не мое выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился, когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: ╚Кто от родной земли отказался, тот и от бога своего отказался╩. Ведь подумать только, что у нас образованнейшие люди в хлыстовщину даже пускались... Да и чем, впрочем, в таком случае хлыстовщина хуже, чем нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и поглубже еще! Но вот до чего доходила тоска!.. Откройте жаждущим и воспаленным Колумбовым спутникам берег Нового Света, откройте русскому человеку русский Свет, дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства. И это до сих пор, и это чем дальше, тем больше! И...

Но тут вдруг случилось одно событие, речь оратора прервалась самым неожиданным образом..."

269685  2006-11-11 19:13:13
Алексей
- Лев Николаевич, конечно, великий литературный герой, но зачем было китайскую вазу ломать?

30.04.2003
06:31

О РОДИНЕ МАЛОЙ В КОНТЕКСТЕ

    Виват трёхсотлетию Санкт-Петербурга! А моему Томску через год четыреста. Конечно-конечно, что это за юбилеи в прищуренных глазах Рима Первого, Второго, Третьего? . . .

18.04.2003
19:08

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СОСТОЯВШИХСЯ ЛЮДЕЙ

    Если волею судьбы попущено день за днём коротать в семистах двадцати трёх метрах от часовни святителя Николая, отмечающей географический центр былой Российской . . .

05.03.2003
07:23

ВЫКРЕЩЕНОМУ РЕВОЛЮЦИЕЙ

    Похоже, что пора принимать неизбежность того, что через десять-двадцать лет в России имя Джугашвили будет вызывать те же чувства, что и Бонапарта во Франции. Эти . . .

25.02.2003
13:57

В АПОКАЛИПСИС С ЛЮБОВЬЮ

    <Работа - это любовь, ставшая видимой> - так Джебран Халиль Джебран очертил границу соприкосновения Земли и Неба. Можно ли мне этим начинать? Пусть, ведь за окном . . .

13.02.2003
20:10

ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ

    ВЕЧНЫЙ ЛИК И ХАРЯ ВРЕМЕНИ Как-то, когда-то, в Пюхтицком Успенском монастыре, где я Великим постом нёс послушание в иконописной мастерской у матушки Митрофании, . . .

1|2

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100