25.05.2016 00:43 |
О Мандельштаме и бедуинах. Мандельштам, без всякого преувеличения, может быть назван одним из самых талантливых поэтов двадцатого столетия. Талант, однако, никоим образом не исключает глупости и невежества. Если бы Мандельштам хотя бы один раз побеседовал с бедуином, пафосного стиха о певцах-бедуинах никогда бы не появилось.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
- Извините, посетители ДК. Но, раз Андреев
так настаивает на своём новом ляпе, что поместил его в свою колонку, то надо и возражение поместить в неё же.
Мне этот ляп напоминает ляп Александа Раевского, высмеявшего, по признанию Пушкина, следующий стих:
Он часто в сечах роковых
Подъемлет саблю – и с размаха
Недвижим остается вдруг,
Глядит с безумием вокруг,
Бледнеет etc.
Это над кем смех? Над Пушкиным в “Бахчисарайском фонтане”. Делающим открытие перехода от романтизма к реализму: введением изменения в характер героя. Пушкин показывает… душевность (кого?!) этого зверя Гирея. Чего для этого не жалко!?.
Но где такое понять этому демону-Раевскому…
|
-
Итак, БЕДУИН - талантлив, но, это не мешает ему (БЕДУИНУ) быть кем ? - Известное дело - ГЛУПЦОМ. О ком же ещё рассуждает мудрец Ю.А-в ? Только о глупцах, которые его окружают. Или о глупцах ну, о-о-очень далёкого прошлого. Ну вот:
" ... Талант, однако, никоим образом не исключает глупости и невежества. Если бы Мандельштам хотя бы один раз побеседовал с бедуином ... " и т.д. ...
Вокруг Мандельштама (в Воронеже) были очень достойные люди. Ему было с кем беседовать. А тот бедуин, который " под ЗВЁЗДНЫМ НЕБОМ БЕДУИНЫ ... " - это, ясное дело - плод воображения поэта.
---- ------ ------
|
- Лисинкеру
А я вот думаю, что образ бедуина притянут Мандельштиамом за уши. Модна была ближневосточная тема вув поэтов серебряного века.А романтизация бедуинов пришла к нам от англо-саксов. Марк Твен еще в 1862 году иронизировал над тем, чтоо болтовня об этих капитанах пустыни отличается от реавлшьности, как песок от воды. Его пытьались обмануть бюедуины-проводники, но соглашались, в конце концов взять в опалут гроши. Грязные, лненивые, с ружьями 17 века, с ржаыми мечами они вызывали у туристов того времени только брезглявость и ухмылки. Мандельштам тоже их не видел, но повторял английских романтиколв 1820-х годов.
Да и сами посудите: откуда одуховторенность у бюедуинов или возвышенность души? Он 90- процентов времени выживает без воды и в ужасных санитарных услолвиях, его единственный собеседник - верблд, на худой конец, конь. Он совкупляется с козаъми чаще, чсем с женщинами. Грамоты не зхнает, песни поет типа67 что вижу 0 о том и пою. А в тамошщних пустынях нет ничего, на чяем можно было бы остановить взгляд. В 1950-ш годы в Англии учились дети неовоявленных королей типа дендушки н6нынешнего президента Сирии. Онир называли себя бедуинами - и служили предметами потехи для стендунтов Оксфорда и Кембриджа. В 1910-20 е годы эти тернритории были колониями Англии, которая вовсе не хотела. чтобы тамошние жэители были поэ\тами. А бедуин7ов даже целенаправленно уничтожали.
|
-
О бедуинах мы-то с Вами, В.В., - знакомы не понаслышке ... и т.д.
Но, это всё ля-ля. Разумеется, с бедуинами О.М-м был "мало знаком". Но какой стих возник ! Какая лихая концовка!
" И если подлинно поётся, / И полной грудью, НАКОНЕЦ.
ВСЁ ИСЧЕЗАЕТ. ОСТАЁТСЯ
ПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ и ПЕВЕЦ. "
Мандельштам - не регистратор житейских деталей бедуинов,
чукчей, русских, евреев, чувашей .... Это поэт, милостью Божьей. А Вы - ему какие-то мещанские претензии предъявляете на предмет недостоверности прописывания характеров и пр.
Сознайтесь, это несерьёзно.
|
- Лисинкеру
Вот тут-то и незадача получается. Кому-то можно, а кому-то нельзя. Звукопись у Мандельштама хороша, но смысл-то опирается на лживую основу. ВА последее слово-то в стихе его надо заменить на:? ... и пи..ец. И звукопись останется, и мысль становтся более четикой, а главное афорстичность строфа приобретет.
|
|