Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"

Русский переплет


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Золотые прииски Юлия Андреева 
Дискуссия

Обозрение Олега Павлова


Олега Павлова
О проекте

24.11.2001
07:14

Конец публицистики

08.06.2001
03:45

Ни мира, ни войны

08.06.2001
03:42

Достали!

08.06.2001
03:37

Новости их профессия

26.12.2000
15:25

Невеликий пост

25.12.2000
13:04

Антикритика

21.12.2000
08:53

1997 год

18.12.2000
09:47

Игра в четыре руки

14.12.2000
17:01

Молодильные яблочки

11.12.2000
13:30

Приглашение на политинформацию

06.12.2000
13:55

1996 год

04.12.2000
19:46

1995 год

20.11.2000
17:02

" Я не стал объяснять, что значение Платонова уже меняется ..."

16.11.2000
10:13

Литературный институт и его ректор

13.11.2000
08:55

Почему в России так мало хороших новостей?

06.11.2000
09:56

Жертва обзора

30.10.2000
10:00

В завершение полемики о "новом реализме"

23.X.2000
09:45

На осколках чеченской войны

16.X.2000
09:45

Жертвоприношение

09.X.2000
09:45

По дороге в Храм

    C тало явным противостояние людей культуры и церкви. Этот конфликт проявлялся не однажды в русской истории, то ли порождая, то ли знаменуя собой общественный, гражданский раскол. Теперь его действие, почти театральное, разворачивается на узкой пыльной сценке, в которую превратилось в наше время пространство духовного влияния.
        Всякая духовная сила стремится обрести форму и в эту форму, как расплавленный чугун, влить сознание еще бесформенное (оно же народное, общественное или массовое сознание), постоянно меняющее свою форму, зависимое ото всех перемен и даже от погоды. Этим сознанием в России правили попеременно то цари да вожди, то духовенство, то интеллигенция. В наше время почти все это возможное духовное влияние с еще уважительной оглядкой на власть - на аморфный, будто б все еще временный "правящий режим", почивший даже в поисках национальной, скрепляющей нацию идеи - собирает русская православная церковь, которой все безнадежней противостоит раздробленная сама в себе атеистическая интеллигенция. Для атеистов, родом из времени советского, растущее в обществе влияние церкви само собой раздражительно. Свободомыслящие видят угрозу некоего православного тоталитаризма. Идейным, даже националистам, церковь также чужда, а то и враждебна за свою проповедь к смирению. Может показаться, что уже и нынешняя власть сознательно стравливает людей культуры с духовенством, давая все более направленный ход некогда стихийным обстоятельствам.
        Так вот стихийно сложилось, что церкви, монастыри во множестве стали в советские годы памятниками истории и культуры. И почти повсеместно, будто б намеренно, вопрос о принадлежности этих памятников, некогда охраняемых государством, решился отчего-то двусмысленно, конфликтно. Государство, обязанное решать только исходя из национальных интересов, что должно остаться достоянием культуры, а что - быть возвращенным церкви, в большинстве случаев принудило духовенство и людей культуры тесниться, враждовать, разделяя между церковью и учреждениями культуры е д и н о е - а в подобие коммунальной квартиры превращена даже святыня православия, Троице - Сергиева лавра.
        Но имущественный раздел все же ни в какое сравнение не идет с попыткой разделить самих верующих, внести раскол в церковь. Этот раскол уже на слуху стараниями прессы. В последнее время роятся лестные публикации особенно вокруг имени отца Кочеткова и его прихода. За него, за Кочеткова, сильно протестует творческая интеллигенция, очень громкие и уважаемые звучат имена - чего стоит только Аверинцев. И от этого совсем становится не по себе: люди духовные и творческие, сами верующие, идут против церкви и того, что есть в православии сущностного - догматов, традиций, устоев, отказываясь воспринять их ценность как духовную. Но, с другой стороны, это все очень знакомо - именно русская интеллигенция из веры живой и не застывшей, как бы из животворного опыта, вычленила сухие рациональные вопросы.
        Там, где начался нравственный рациональный поиск, кончилась живая вера. Скажем, убийство оказывалось не грехом, а вопросом - вот обсуждало и оправдывало русское общество выстрел Засулич в Трепова, то есть оправдало право интеллигентного человека на месть. Что было после - нам известно. Право на месть завзял себе и русский мужик, каждый стал вправе убивать да грабить себе подобного.
        Теперь отец Кочетков хочет ввести в храмах, в частности, скамейки как новшество. Интеллигентный человек устал стоять, ему захотелось в храме удобств. И это требования для себя, в частности, обыкновенных удобств, комфорта - уже фарс того умозрительного сознания, которое увело интеллигенцию от живой веры, когда Богом стала Совесть, на деле-то искуснейший инструмент самооправдания. И вовсе, оказывается, не совестно искать в храме такого пошлого облегчения от усталости? От пускай физической тяготы, но ведь неотрывной от труда духовного, от молитвы? Это дозволено в храме старикам да калекам - и мыслящая по-кочетковски интеллигенция (то есть прогрессивно, либерально мыслящая), получается, алчет уравнять себя в правах со старушкой, что отмолила в храме, наверное, и всю жизнь, да с калекой. Ради удобства для себя, однако, готовы враждовать и готовы усадить на скамейках в храмах весь простой православный люд - но вот не хотят, невежды... А чего ж не хотят? Да ведь грешить !

     

02.IX.2000
09:45

Родная речь

 

Архив Обозрения Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет



Aport Ranker

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"