Записки Юнуса Сэшила - чеченца, жителя Грозного -
которые писал он под бомбежками еще в первую чеченскую войну, обращены к
русскому читателю, но в наших изданиях нигде не были до сих пор
опубликованы, кроме как в сокращении под обложкой журнала "Досье
на цензуру". Как материал, оказавшейся подцензурным, он попал в
правозащитный журнал на свое место, хотя и в подборку антивоенную по сути,
отражающую, на мой взгляд, лишь одну сторону войны в Чечне. Этот взгляд
редакции, эта позиция естественна и для записок Юнуса Сэшила, которые
называются "Царапины на осколках".
Не разделяя этого взгляда на войну в Чечне, я,
однако, уже в других редакциях с непониманием выслушивал
обратное: "В Чечне гибнут наши ребята, а мы будет публиковать записки
чеченца, вызывающие неприятие этой войны и осуждающие по сути русских за эту
войну... " Юнус Сэншил, не участвовал в боевых действиях, на нем нет
крови солдат, а вот война принесла ему горе, но и взялся ведь он рассказать
о своем горе, о жизни под бомбежками - а не за автомат; почему
же опубликовать эту исповедь - значит оскорбить память своих
погибших? Разве эта война - не общая хотя бы уж трагедия для
чеченцев и русских? Почему о трагедии чеченцев должно быть запрещено у
нас знать правду и почему это отнимает память о своей трагедии?
Свое горе - чтобы помнить. Чужое - чтобы
понять.
Из этих записок становятся понятны чеченцы. Становится
понятным, что они - не банда, а народ. То есть становится понятным, в конце
концов, с каким же народом мы сегодня воюем, ведь скорее Басаев или Хаттаб -
это уже только террористы, а не чеченцы, однако чеченцы как народ все же
были, есть и будут. Об этом и написал Юнус Сэншил, будто испрашивая
своему-то народу право на жизнь. Сам этот человек два года назад исчез. То
есть уехал в Чечню и не вернулся.
То, что я прочел, родило у меня только уважение к этому
человеку. Он остался на стороне своего народа, когда писал. Те, кто прочтут,
могут думать свое, но одного уже не скажут - "мы
этого не знали"... Узнать свидетельства чеченской войны - самое
важное для того, чтобы ее понять.