ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
13.03.2013 |
ВЗГЛЯД ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ НА НАС СЕГОДНЯШНИХ
|
|||||||||||||||||||||||||
23.02.2013 |
СОРОК ПРИЗНАКОВ ПРОГРЕССА, приложимых к каждой современной стране
|
|||||||||||||||||||||||||
21.02.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||
14.02.2013 |
Откровения об откровениях (размышления о книге П. Алешкина "Откровения
Егора Анохина") "Будь Гражданин! Служа Искусству, Для блага ближнего живи, Свой Гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви!" Н. Некрасов "Поэт и Гражданин" Критики редко перечитывают книги, на которые уже
написали рецензии. Еще реже рецензируют их во второй раз, если не пишут
диссертаций либо научных монографий, и уж совсем редко возвращаются к
прочитанному для того, чтобы вместе с любимым писателем поразмышлять о жизни, о
том, о сем, то есть о вечном. Потому что с годами тяга к чтению всего, что
попадается на глаза, и того, что тебе рекомендуют друзья, знакомые, СМИ и
телевидение, ослабевает, чтение писателей-современников, лгущих о жизни,
которую ты сам знаешь не понаслышке, а ощущая ее "прелести"
собственным горбом, вызывает естественное отвращение, и потому вольно-невольно
обращаешь свое внимание на такого рода произведения, которые по содержанию и по
форме подачи полны глубокого смысла и художественно выразительны, вечны, то
есть к классике. На болотном фоне всяких там современных детективщиц и
работающих на них "литературных негров" практически любой из
рассказов А. Чехова либо миниатюра из "Стихотворений в прозе" И.
Тургенева выглядит горищей превыше Джомолунгмы, ибо истинные классики все-таки
- в отличие от "классиков новой России" - были честными людьми,
небезразличными к судьбе своей Родины. На многочисленных примерах литературной хренотени
последних 20-25 лет, повествующей о том, как мы не жили, как не живем и не
будем никогда жить, наполненной златокудрыми самками с голубыми и зелеными
глазами, с какого-то рожна честными миллионерами, миллиардерами, с повсеместно
шикарными вилами, квартирами, суперавтомобилями и морализирующими
"Стародумами", с заключительными аккордами насквозь фальшивых
"хэпи-эндов", мельтешения разноцветных трусиков певиц с телеэкрана
даже матерому читателю становится трудно задрать голову вверх - и обнаружить
сияющую снегом недоступную нынешним "мэтрам литературы" вершину горы,
сотворенной для нас писателем-современником так прочно, что состоящие из пыли
дифирамбов и грязи лжи былые горы "прижизненных классиков"
рассыпались в прах, а эта - ранее не очень-то и заметная - не только
укрепилась, но и возросла, став в сознании нации истинной классикой, поведавшей
миру ПРАВДУ о том, как жили и преобразовывали мир люди на свой лад - и что из
этого вышло. И таких книг в современной русской литературе раз-два-и обсчёлся.
То есть их настолько мало, что я сходу, не поразмышляв, могу назвать только две:
мой роман "Прошение о помиловании" и роман Петра Федоровича Алешкина
"Откровения Егора Анохина", о котором собственно и будет тут идти
речь. Потому что эту книгу, на которую я уже написал две
рецензии, вдруг ни с того, ни с сего перечитал в четвертый раз. Просто так
перечитал, по позыву души. И решил еще раз письменно поразмышлять о
прочитанном. Сразу признаюсь, такого рода поступки мне несвойственны по причине
высокого самомнения и уверенности, что я сразу все понимаю, возвращаться к
продуманному мне ни к чему. Исключения обычно составляли Сервантес, Л. Толстой,
Шекспир и Д. Самойлов. А тут вдруг столь
высокой чести оказался достоин и мой современник, писатель еще советских пор П.
Алешкин. В чем же загадка его книги? Что заставляет меня вот уже несколько лет
продряд возвращаться к его книге вновь и вновь? Главный ответ прост: я всему прочитанному в этой
книге ВЕРЮ. Как истории любви Аксини и и Григория в "Тихом Доне". Как
рассказу "После дуэли" Л. Толстого. Как обоим Цыгановым в поэме Д.
Самойлова. Как истории с полицейским-хамелеоном на улице провинциального
городка. Как Шуту при короле Лире. При
четвертом прочтении "Откровений Егора Анохина" я вдруг понял,
что я не только верю автору, но и ДОВЕРЯЮ его оценкам повествованных им
персонажей. Вот Достоевскому в большей части его книг я не доверяю. готов
оспаривать те или иные его суждения о людях, которых он, безусловно, знает
лучше меня, ибо является их современником, но я чувствую, что воспринимаю их
глубже автора, изрядного ханжи и притворщика. В тех же "Братьях
Карамазовых" слишком много математики и прагматизма авторского,
конструктивизма, развитие действия искусственно затормаживается для
высказывания посторонних мыслей - всегда у Дотоевского хаотичных, типичных для
людей с больной психикой - и этим-то и объясняется тот факт, что роман так и не
был дописан. "Откровения..." П. Алешкина, имеющие в основе своей ту
же самую философскую задачу объяснения права на убийство одним человеком
другого является произведением более цельным, более ёмким и содержательным, да
еще и не выдуманным, как это было у Достоевского, а вполне реальным
происшествием, случившемся в момент крушения СССР, а потому весьма
символическим: "В субботу 7 января 1989 года, на рождество
Христово, Егор Игнатьевич Анохин, восьмидесятивосьмилетний старик, зарезал
столовым ножом своего односельчанина Михаила Трофимовича Чиркунова, еще более
древнего старика". По мере чтения романа создается впечатление, что
это не какие-то там никому не веданные старички повздорили в деревеньке
Масловка Тамбовской области, а это Ельцин зарезал Ленина, и при этом каждый из
них по-своему прав, и мира между ними нет и быть не может, что в споре двух
позиций и двух взаимоисключающих идей побеждает не тот, кто более прав, а тот,
кто решает нанести смертельный удар своему противнику первым. То есть П.
Алешкин в своем романе идет дальше Ф. Достоевского - он не хитрит в детектив,
чтобы привлечь читателя загадкой, а сразу же, с первых слов романа называет имя
убийцы своего "старшего Карамазова", сотворяя при этом из убийцы
Анохина зеркальное отображение своего героя - убитого Чиркунова. При этом, на протяжении всего более чем
семидесятилетнего противостояния этих двух главных персонажей романа оба эти
человека влюбленны в одну девушку. ставшую женой Чиркунова в Гражданскую войну
по принуждепию, неоднократно спасали друг друга и от смерти, и от позора - и
убийство произошло на восьмидесятисемилетие этой женщины: "... один старик ткнул столовым ножом другого
в шею. Рана пустячная. Но в деревне ни медпункта, ни медсестры. Перевязали
кое-как платком, и пока везли двенадцать километров в ближайшую больницу,
Михаил Трофимович Чиркунов захлебенулся кровью". Вот так
вот... просто, без словесных выкрутасов и без выдуманных, холодящих душу
подробностей, присущих новорусским горе-литераторам, начинает П. Алешкин свое
полное поистине шекспировских страстей повествование о том, как два мальца в
далекие предреволюционные годы влюбились в одну и ту же девчонку Настю из
своего села, как боролись они за нее всю жизнь, как переходила она из рук в
руки, выбирая вовсе не самого сильного, а самого нуждающегося в ней мужчину,
как пришли они к примирению на склоне жизни такому, что все трое собрались на
день рождения Анастасии Александровны, где один соперник в любви убил другого,
а следователю свой поступок объяснил так: - Давно убить надо... Духу не хватало... Вот в этой незамысловатой фразе из трех слов и
заключен тот сокровенный смысл зловещего действа, что пытался донести до
читателя 19 века Ф. Достоевский в романе "Преступление и наказание",
но не сумел, ибо сам запутался в душевных терзаниях Расколькникова и (по
собственному признанию классика) сам перестал верить, что теоретик убийства
ростовщицы способен совершить это преступление на практике. В отличие от Расколькикова, Анохин хотел - не мог,
- но совершил то, что считал нужным сделать всю свою жизнь. И факт этот делает
масловскую трагедию завершенной именно этим поступком и именно этой смертью.
То, что Анохин сам вскоре скончается в тамбовском каземате, уже не имеет
никакого значения для нас. Все роли сыграны, все песни спеты, свет в зале
выключен, публика разошлась. Лишь одинокий критик сидит на галерке, смотрит на
пустую сцену и в сознании своем воскрешает только что проживших перед его
глазами героев, пытаясь ответить на два вопроса: - Почему, если в основе романе лежит убийство, это
- не традиционный для подобной темы детектив? - Если смерть является единственной альтернативой
противостояния двух героев романа, то является ли это произведение типичной
трагедией согласно типологиии Аристотеля?
Ответ формируется сам собой - и он один на оба
вопроса сразу: ПРАВДА жизни и форма ее подачи в литературном произведении не
нуждается в предлагаемых ей внешними силами рамках и условностях. Так
Сервантес написал своего Дон-Кихота в нарушении всех формальных требований
издателей и публики к рыцарскому роману, а П. Алешкин поведал нам историю любви
трех человек, прошедшую сквозь все мыслимые горнила 20 века от Гражданской
войны с массовыми убийствами тамбовских крестьян, сквозь коллективизацию, Великую Отечественную
войну, ВЧК-ОГПУ, лагеря и работу в колхозах, доведя ее до перестройки,
уничтожившей православную по своей ментальности, бывшую центром антоновского
восстания Масловку окончательно, а вместе с ней - и людей, живших в селе, и
перекорежив души их настолько, что один из главных персонажей стал душегубом -
и... не пожалел об этом: - Давно убить надо... Духу не хватало... То есть большевизм и последовавший после смерти И.
Сталина корумпированный и насквозь фальшивый "развитой социализм" крестьянство
русское с грехом пополам пережило, а вот под внаглую явившимся на русскую землю
коммерческим протестантизмом прогнулся -
и Масловки, состоявшей всего из пары десятков родственных друг другу семей,
опоры русской державы и ее кормильцев, воспетых П. Алешкиным в серии романов
его "Русская трагедия" (Москва, издательство АСТ-2003-2006 гг) не
стало. Не знаю, заметил ли сам автор "Откровений...", написавший еще
шесть книг о масловских крестьянах, выдавленных историей в Москву, Тамбов и
США, но мне показалось, что со смертью именно стариков Егора Игнатьевича
Анохина и Михаила Трофимовича Чиркунова прервалась жизнь и самого села, и
страны. То есть, раз уж пошла тема сравнения современного
русского писателя со знаменитостями мирового уровня, то тут на ум приходит
американский классик У. Фолкнер, которому - в отличие от П. Алешкина - пришлось
выдумать целый штат, округ и города с селами, чтобы населить их типичными
американцами - и уже на анализе действий этих оживших марионеток внутри своей
модели проанализировать жизнь и быт своей почти что настоящей Родины,
оценить истинную ментальность своих современников. Петром Алешкиным была
поставлена более сложная задача - и им же с успехом выполненная: рассказать
читателю о настоящих, ЖИВЫХ людях и о тех жизненных перипетиях, с которыми его
земляки и современники столкнулись в 20 веке В РЕАЛЬНОСТИ. То есть хроника
жизни Масловки и ее жителей превратилась в огромный, живущий самостоятельно
мир, вне ныне складывающейся абсолютно ложной литературной русскоязычной традиции
вопить о своей исключительности. Герои П. Алешкина носят фуфайки и кирзовые сапоги
так, что - в отличие от нынешних книг, где персонажи одеты в рубища из
реквизиторской "Мосфильма", выглаженные и продезинфецированные - от
них за версту несет соляркой и дегтем. Живя много лет на чужбине, видя на
германских прилавках в качестве современных русскоязычных, но по менталитету
антирусских книг всякого рода Татьян Толстых, Викторов Пелевиных и Валентнов
Сорокиных, высасывающих из пальца порочные сюжеты послабее американских и
немецких, но в переводах оплаченных "Газпромом" и всякого рода
мафиями - книг, которые не покупает ни один иностранец, начинаешь понимать,
почему повсеместно на Западе считают, что русской литературы в принципе уже нет
и не будет никогда - новорусский денежный мешок закрыл настоящим писателям
русским "окно в Европу" наглухо. Новые русские воротят носы от дегтя,
солярки и навоза, от волнующих нацию проблем ЖКХ и малолетней преступности и
вообще от всего, что требует отзыва души и волнений, можеи вынудить читателя
поспешить к униженным и обездоленным с помощью. Гражданская позиция новых
русских литераторов новым русским хозяевам недр и жизней ни к чему, им нужен
карнавал ряженных развлекателей. Потому столь мощную, богатую событиями, колоритными
персонажами и чрезвычайно фактурную книгу, как "Откровения Егора
Анохина" до сих пор не экранизировали в Росии, не ввели книгу в школьные и
вузовские программы. Последним из настоящих русских писателей был удостоен
такой чести Валентин Распутин, произведения которого, кстати, включены в список
обязательных для чтения школьниками книг в Германии, США, Канаде и ряде других
государств. Его младший современник, ничем не уступающий Распутину по таланту и
по уровню осознания общественно значимых событий, происходивших и происходящих
в России, П. Алешкин старательно замалчивается как в СМИ РФ, так и в других
будто бы даже дружественных странах. Кроме разве что Германии, где изредка
печатают в эмигрантской прессе статьи о нем, как, в первую очередь, об издателе,
первым опубликовавшим полное собрание В. Высоцкого, "Пирамиду" Л.
Леонова, возродившем "Республику ШКИД" и осуществившем еще несколько
общественно значительных на уровне России проектов. Создается впечатление, что в России давно уже
никому нет никакого дела до исчезновения Масловки, как не было дела их отцам и
дедам, пропившим вместе с Ельциным под звуки бравурных песен о своей
национальной исключительности и СССР, и уважение к своим предкамм, до печально
знаменитой Матёры. Сюжет краха страны (на примере гибели так назывываемой малой
Родины) В. Распутина продлился в серии романов П. Алешкина "Трагедия
Росиии" и - прежде Беловежского соглащения - был закончен в перестройку, а
именно 7 января 1989 года в селе Масловке Тамбовской области невольным и закономерным
убийством приспособившимся к советскому образу жизни тайным сторонником
капитализма Анохиным подлого и нечестного защитника народной власти Чиркунова.
То есть практически за три года до распада СССР поистине великий писатель земли
русской П. Алешкин предрек падение режима, которым руководили лицемеры и
предатели. И по прочтении романа "Откроения Егора Анохина" можно
видеть, как на протяжении 70 лет происходил процесс вырождения власти рабочих и
крестьян во власть казнокрадов и уголовных преступников, именуемой
общенародной. Один старик убил другого... Почти тотчас умер
и сам... А кто выиграл от этих смертей?
Ответ в продолжениях романа "Откровения Егора Анохина" - тот самый,
кто земли Масловки и ее окрестностей прибрал к своим рукам. Но это уже другие
истории, о них как-нибудь поговорим потом. Важно понять: какое мне - гражданину другой страны
- дело до тех откровений, которые волнуют русского писателя П. Алешкина? Не все
ли мне равно, какой блевотиной потчуют русский народ засевшие в издательствах
российских, на телевидении и в министерствах прохвосты, казнокрады и владельцы
счетов в зарубежных банках? В конце концов, есть великая русская литература
19-20 веков, в писателях настоящих новая русская публика, судя по всему, не
нуждается, бывшая читающая публика засела за компьютерные игры и пялится в
порносайты, словно и впрямь надеется увидеть там что-то новое и для себя
полезное. Мир дал такую трещину, что таких женщин, как предмет раздора Егора
Анохина и Михаила Чиркунова Анастасия, моему сыну в России уже не найти, я
искренне надеюсь, что это ему удастся отыскать настоящую русскую женщину в
Германии. Великим мастером мелодраматических сожетов П. Алешкиным лишенная
профессиональных и честных сценариев российская киноиндустрия не интересуется.
Пошлые и оторванные от своего народа А. Битов и Н. Михалков награждают сами
себя за счет государства всякого рода наградами, столующиеся вокруг них
словоблуды "пилят гранды", Литературный институт, потеряв имя М.
Горького, превратился в заурядный провинциальный гуманитарный, не нужный
государству псевдо-ВУЗ, литературная критика стала насквозь заказной, то есть
корумпирванной, а потому не достойной доверия. Что тут поделаешь? Ан, можно делать. Надо делать. Надо продолжать
традицию литературного процесса на Руси: писать об унижденных и оскорбленных,
писать честно. Времена, люди, нравы, принципы и так называемые общечеловеческие
ценности, как мы увидели в последние 25 лет, меняются. Правда остается. Потому
надо писать, как П. Алешкин, ПРАВДУ. Это и есть суть истинного литературного
процесса на русском языке, который в иные годы - как "в период
застоя" - бывает многоводным, а иногда - как сейчас - сокращается до
нескольких имен. В заключении хочется сказать об одном очень редком
в современной русской литературе качестве прозы П. Алешкина вообще и книги
"Откровения Егора Анохина" в частности. Так тонко чувствовать типично
русскую природу и описывать ее, как делает это П. Алешкин, могли разве что И.
Тургенев, И. Бунин и М. Шолохов в истории русской литературы. Он умеет через
описание сиюминутного состояния погоды создать атмосферу вокруг читателя и
настроение, которое настраивает нас на восприятие диалогов и происходящих
событий именно таким образом, как это надо автору. Произвольный пример: "Черный от сырости клён
безжизненно и тоскливо раскинул под окном голые ветки. Снег грязный и
клочковатый. На тротуаре и дороге наледи. Выбоины заполнены талой водой, машины
едут медленно, раскачиваются, подпрыгивают, расплескивают лужи. Небо сплошь
затянуто серой мглой. Сыро, пасмурно. Недосекин хмурится.." Недосекин - это следователь (и -
читатель!). Ему, глядя на этот пейзаж, следует решить: что делать с престарелым
убийцей? Для него, как и для читателя, теперь важно знать: что заставило
Анохина-Ельцина убить Ленина-Чиркунова, и так ли уж безвинна Анастасия,
олицетворяющая весь русский народ, такой же вялый и безразличный к своей
судьбе, безответственный и во все времена несчастный? Валерий Куклин Берлин. 6.02.3013
|
|||||||||||||||||||||||||
03.02.2013 |
ОТЗЫВ на ОТЗЫВ. Несколько слов по поводу статьи А. Глотова ╚Что немцу здорово?╩
|
|||||||||||||||||||||||||
09.11.2012 |
НЕСЛУЧИВШАЯСЯ ВСТРЕЧА с Валерием Сердюченко
|
|||||||||||||||||||||||||
13.10.2012 |
ОБ ИУДИНОМ ГРЕХЕ (продолжение статьи "Стукачи")
|
|||||||||||||||||||||||||
21.05.2012 |
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ, КАК ПОСЫЛ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУДЬБЕ РОДИНЫ
|
|||||||||||||||||||||||||
12.03.2012 |
ДОМ ДЕТЕЙ СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ √ 2
|
|||||||||||||||||||||||||
12.01.2012 |
|
|||||||||||||||||||||||||
31.10.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||
19.10.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||
09.10.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||
29.06.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||
03.06.2011 |
╚ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ...╩ или ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ╚БЕЛЫМ ПЯТНАМ╩ СИБИРИ
|
|||||||||||||||||||||||||
03.05.2011 |
НИЧЕГО ЛИЧНОГО ИЛИ О ВОИНСТВУЮЩЕЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТИ
|
|||||||||||||||||||||||||
23.04.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||
20.04.2011 |
|
|||||||||||||||||||||||||
09.01.2011 |
ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ДУМАТЬ САМИ √ 2
|
|||||||||||||||||||||||||
22.12.2010 |
ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ДУМАТЬ САМИ...
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"