ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
13.03.2013 |
ВЗГЛЯД ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ НА НАС СЕГОДНЯШНИХ
|
|||||||||||||||
23.02.2013 |
СОРОК ПРИЗНАКОВ ПРОГРЕССА, приложимых к каждой современной стране
|
|||||||||||||||
21.02.2013 |
СЛИШКОМ МНОГО ТРАГЕДИЙ О книге Юрия Поклада ╚Осколки Северного Братства╩ и
немного о себе (Осколки Северного Братства / Юрий Поклад. √ Москва.
Издательство журнала ╚Юность╩, 2012. √ 224 стр.) В книге ╚Человек
пишущий╩ я уже писал о том, что сочинителей на Руси развелось слишком много, а
вот делающих русскую литературу великой, настоящих писателей, было и всегда-то
с гулькин нос, а нынче и вовсе походят они на жемчужные зерна в Джомолунгмах
словесного навоза. Там же я писал, что навоз, всё-таки, России тоже нужен, ибо
служит он для того, чтобы из него прорастало жемчужное зерно и протянуло к
свету свои листики истины. Мысль не новая, но современными словоделами оказалась
понятной буквально, - книжные развалы по-прежнему захламлены лживой
макулатурой, сценарии подавляющего большинства современных российских фильмов
написаны по американским калькам. Ложь о себе и о своих предках в современной
литературе и киноискусстве стала нормой и мерилом коммерческого успеха. Приходится
перерывать великое множество литературного дерьма, чтобы обнаружить жемчужину,
сравнимую по яркости с рассказами М. Шолохова, ╚Капитальным ремонтом╩ Л. Соболева,
╚Разгромом╩ А. Фадеева, ╚На войне, как на войне╩ В. Курочкина, ╚Плотницкими
рассказами╩ В. Белова, ╚Прощанием с Матерой╩ В. Распутина, ╚Матрениным двором╩ А. Солженицына, ╚Территорией╩
О. Куваева, ╚Живыми деньгами╩ А. Скалона, ╚Откровениями Егора Анохина╩ П.
Алешкина. Когда сил читать
современную брехню не остается, возвращаешься к классике. И вновь начинаешь
уважать и себя, и русского человека... И вдруг, - как в
настоящем приключенческом романе, где все происходит неожиданно и ярко, √
натыкаешься на крохотное жемчужное зернышко там, где и не думал его найти, √ и
понимаешь, что искать его надо было только там, что в другом месте и не найти
было. Книга Юрия Поклада,
одного из авторов журнала ╚Юность╩, давшего некогда великое число талантливых
русских писателей, блеснувших на литературном небосклоне СССР яркими
звездочками и вскоре рассосавшихся в литературном болоте перестроек, - ╚Осколки
Северного Братства╩, вышедшая в Москве уже в наше время, √ в 2012 году, √ явила
мне лицо писателя, говорящего ПРАВДУ о том, чем были мы на закате СССР и во что
стали превращаться с победой Великой Криминальной Революции. Именно ВО ЧТО, а
не в кого. Мы √ это те, кто
╚трудился, строился, копил, работал из последних жил╩ (Д. Самойлов), кто
защищал страну, кто создавал светлое будущее для детей и внуков √ всяк
по-своему, порой и не без грехов и огрехов, - а потом был одноразово московским
бомондом и кремлевскими прихлебателями выброшен на свалку истории. Всё
созданное нами было переломано, перекорежено, сдано в утиль и продано, либо в
Китай, либо через Прибалтику, в с ходу начавшую учить нас, как друг друга
обворовывать и как друг друга убивать США и Западную Европу. В новом обществе писать честно и откровенно о
себе и о своих отцах и дедах, стало не модно, непрестижно и политически
неразумно. Смотреть вглубь вещей, понимать суть происходящих в стране
процессов, пытаться лечить общество от повсеместной заразы - криминализации
сознания современника, стало для литераторов России делом запретным, едва ли не
революционным, опасным для российского административного ресурса. Литературные
критики принялись писать статьи о писателях за деньги, получаемые от
рецензируемых авторов. Статьи оказывались ненужными никому, кроме самих
заказчиков. В соответствующих изданиях исчез даже намек на диспуты, полностью прекратился
анализ характера литературного процесса в России. Поэтому книга
╚Осколки Северного Братства╩ нетипична для нашего времени. Маленькая книжка в
мягком переплете стоит отдельной глыбой в стороне от всего наносного
толстокожего дерьма, приплывшего на Русь с Запада и Востока. И появляется
смутная надежда, что к жемчужной глыбе этой вот-вот станут прибиваться подобные
же глыбы-жемчужины. Но, даже если этого не произойдет, всё равно эта книга
останется в моей личной библиотеке с тем, чтобы быть рекомендованной для чтения
истинным любителям изящной русской словесности, немногочисленным в эмиграции
людям, старающимся сохранить в сердце любовь к своей истинной Родине. И вот, когда
переполнявшие душу эмоции, всколыхнувшие меня после прочтения ╚Осколков Северного
Братства╩, слегка утихли, попробую объяснить читателю этой статьи то, что в
этой книге заставило меня вновь поверить в наличие будущего у русской
литературы. Во-первых, (начнем
с малого), обращает на себя внимание высокий профессионализм автора книги. Юрий
Поклад, имеющий, судя по всему, немалый багаж литературных произведений,
лежащих, как говорится, в столе, вынес на суд читателя строго отобранные по
единой тематике произведения,
являющиеся, по сути, хрониками и трагедиями недавних ещё героев Крайнего Севера
Российского. Произведения выстроены строго по ранжиру, развивая главную
авторскую мысль о том, что происшедшие
во времена перестройки и последующего беспредела, события привели не только к
тем потешным фарсам, которые вовсю обмусоливаются современными литераторами
Москвы и бывшего Ленинграда, как якобы апокалипсические, а к НАСТОЯЩИМ
трагедиям людским на периферии России. Так строго и там умно не составлялись
сборники прозы на русском языке вот уже три десятка лет. Создаётся впечатление,
что автор решил сплести ╚Венок сонетов╩ в прозе. И этот ╚Венок╩ вовсе не о
мифических идеальных Лаурах, украшенных ленточками, бриллиантами и модными
прическами. Он повествует о живых людях, решающих нравственные проблемы такой
глубины, которая и не снилась раскрученным авторам новорусских литературных
бестселлеров. Ну, вот, например,
у какого вы ещё автора сегодня встретите такой пассаж? ╚≈ Сыно-ок! ≈ проревел Воробьёв, смазывая слёзы с
рябоватых щёк. ≈ Ты счастливый,
сынок! Какой ты счастливый! Тебя ждут, любят, тебе письма пишут. Это ж главное,
чтобы ждали, когда есть к кому возвращаться!╩ (рассказ ╚Инспектор Воробьев╩). Сказано мимоходом,
для усиления авторской мысли и для поддержки фактом-ассоциацией описываемого
писателем образа. Но за ним стоит целая история жизни человеческой, способная
при честном осмыслении её превратиться в роман о великой любви собеседника
автора √ однолюба Ворбьева, пережившего жену. Но... Юрий Поклад пишет не женский роман. Он пишет
о том, как однажды, может быть, даже он
сам, где-то на Севере, будучи начальником цеха, закрытого из-за нарушений по
пожарной безопасности, напился с инспектором госпожнадзора, и в пылу пьяной откровенности раскрыл душу
перед посторонним человеком, которого ненавидел. Утром вдруг ощутил стыд за
происшедшее и... √ тут внимание!.. бросился на поиски инспектора, чтобы тот не подумал, что всё рассказанное ночью имело
цель разжалобить его. Ему стало стыдно за поступок, который в условиях ╚новой╩
России посчитался бы нормальным. Крохотный штришок этот значительнее и сильнее
всех постановлений правительства о борьбе с
коррупцией, он перечеркивает тысячи наименований книг нового времени, не
возбраняющих подобные методы решения производственных проблем. Деталька, вроде бы,
не имеющая прямого отношения к самому рассказу, до предела насыщенному информацией
и лишенному даже намека на пустословие и паузы, играет очень значимую роль в рассказанной истории и
в книге. В ранее прочитанных рассказах, особенно в ╚Наклони голову, и
заходи...╩, она с предельной публицистической прямотой обыгрывается сюжетом и
остаётся в памяти читателя на уровне подсознания. То есть, ╚венок╩
свой Юрий Поклад плетёт не только с помощью персонажей, взятых из обыденной жизни
кочевников Севера, осваивающих холодные просторы Заполярья, но и с помощью
ассоциативного ряда, сплетающегося в единый узор единого повествования. Юрий Поклад видит
историю освоения Севера именно такой, и честно описывает трагедии, приведшие к
такого рода развязкам. Это настоящие и последние свидетельства того, как бывшие
советские люди, осваивавшие недра России за Полярным кругом, став выработанным,
не нужным новым хозяевам жизни, материалом, оказывались брошенными на выживание
в позабытых всем миром северных посёлках. Им не на что было уехать, их ограбило
государство, изъяв хранившиеся в сберкассах деньги с помощью реформ и
чеченсских авизо. Фактически совершалось массовое, тотальное убийство граждан СССРтпод бравурные речи
Горбачева и Ельцина. Но если бы они
и уехали, то немногие б выжили в новых местах. Им оказались бы чужды новые
условия существования в коррумпированной и криминализированной России,
стране-мачехе, где трудно найти человека, готового подставить в трудную минуту
плечо, где наркотики стали нормой быта, где миллионы людей оказались
бездомными, где уровень детской беспризорности стал выше, чем в Гражданскую
войну. Я попал на
Север раньше Юрия Поклада, работал там в тех же условиях, но раньше и покинул
те места. Я с большим трудом приживался в новом для меня мире, а потом сбежал в
Германию, не хотел становиться соучастником уничтожения моей Родины. То есть
дал слабину. Юрий Поклад остался. И создал летопись пожирания
государством российских наций на территории Крайнего Севера, книгу ╚Осколки
Северного Братства╩. Восхищаться стилем, тонким психологизмом и
простым, ясным и, по-чеховски выразительным, языком Юрия Поклада, можно
долго. Так писать может далеко не каждый русскоязычный писатель сейчас, да и в
советское время настоящих мастеров русского слова можно было по пальцам
перечесть. Но для честной оценки литературного произведения всё это не столь
важно, ибо должно быть нормой, забытой авторами современной России. Литераторы,
равняющиеся на декадентов начала двадцатого века, и, как правило, ляпающие свои
поделки ещё пошлее и гаже предшественников, этого не понимают и не поймут
никогда. То есть, в качестве стилиста Юрий Поклад изначально выше и
профессиональнее всякого рода Пелевиных, Сорокиных и прочих словоблудов. Важно
понять сокровенный смысл его сборника, понять то, зачем, собственно, написана
книга. Книга, которую не станет поддерживать ни одна богатая российская
сволочь, поэтому она заранее обречена на то, чтобы разойтись по рукам того
ничтожного количества знатоков современной русской литературы, мнения которых
не слушает завороженная телевизионными прыжками и гримасами русскоговорящая
толпа. Кто сейчас пишет
правду о том, как на самом деле всё было и есть на Руси? Кто из современных
писателей русскоязычных мечтает о светлом будущем всего человечества? Нет таких... А вот Юрий Поклад
есть. Он (как и я, впрочем) ещё помнит, как пахла бытовка на Севере, что и как,
валялось в ней, и каков был порядок расположения инструментов, кажущийся на
первый взгляд, беспорядком. Он (как и я) знает, как пользоваться охотничьей двухстволкой,
но стреляет из неё редко, потому что жаль тундрового зверья. Он (как и я)
знает, как выглядят слёзы на морозе в минус пятьдесят и как надо пить спирт,
чтобы не обжечь горло. Он (как и я) много чего знает из того, что ни у кого из
современных литераторов России не встретишь, а если встретишь, то сразу же
заметишь, что самим писателем ничего из описываемого не пережито, накарябано с
чужих слов. Кое-что Юрий Поклад знает лучше меня, ибо я многое уже забыл, а он,
покинувший нефтеносные просторы российской вечной мерзлоты сравнительно недавно,
помнит хорошо и всё ещё, как некогда я сам, вдруг просыпается по ночам с
бьющимся тревожно сердцем. Со страниц книги Юрия Поклада дохнуло на меня
миром, которого давно уже нет, миром, убитым в 1985-1993 годах взбесившимся от жира
московским толстомордым бомондом, вещавшим от имени всего русского народа и
ничего о русском народе не знавшем. Ибо главным достоинством настоящей книги
является абсолютная достоверность описываемых событий, то, что персонажи
писателя не выдуманы, как это водится на Руси в последние двадцать лет, а
существовали реально, страдали реально и умирали тоже реально. Читая книгу
╚Осколки Северного Братства╩ я вспомнил историю, почти аналогичную той, что
описал Юрий Поклад в рассказе, давшем название сборнику. В 1980-ом, зимой, я
оказался в Хабаровске с рублем и копейками в кармане, на которые дал телеграмму
другу в Москву с просьбой выслать мне триста рублей на дорогу. Я пристроился ночевать
на фанерном диване железнодорожного вокзала, чуть в стороне от живущих в углу
бичей. На второй день холод и голод заставили меня присмотреться к остальным пассажирам,
заполнившим зал ожидания. Я подошел к одному из них, на вид экспедиционщику, и попросил
рублей пять взаймы на прокорм, с обещанием вернуть долг, как только телеграфом
придут деньги. Мужик не поверил мне, но денег дал. Целый червонец. Сказал, что
без отдачи. Пятёрку я проел сразу же, на оставшиеся деньги сыграл в ╚Спортлото╩,
выиграл двадцать пять рублей, и до получения перевода, ходил в драматический
театр на нелепые спектакли о зарубежной жизни, в кино на, опять-таки
иностранные, фильмы, в местный краеведческий музей со скелетом кита. На вокзал
возвращался лишь ночевать. В последний вечер ко мне подошли бичи и предложили
вместе выпить портвейн ╚Три семерки╩. Разговорились. Оказалось, что доброй
половине их случалось оказываться в таком же положении, как и мне, но им не
встретился настоящий представитель ╚Северного Братства╩, способный безвозмездно
отвалить целый червонец. Я не рассказывал эту историю никому,
предполагая, что её следует стесняться. Юрий Поклад увидел в ней совершенно
иной смысл и философию: он рассказал, как сам дал бчевке четвертной тлько за
то, что признал в ней потерявшего себя члена ╚Северного братства╩. Эта рецензия является как бы моим расчетом с ╚Северным
Братством╩. С тем безымянным мужиком, бородатым и ясноглазым, в белом с пятнами мазута тулупе, из-под
которого выглядывала энцефалитка, который дал мне десять рублей только потому,
что и мой черный тулупчик был тоже овчинный, и под ним тоже угадывалась энцефалитка,
и ноги мои были обуты в стоптанные набок сапоги, и
барахла с собой было всего лишь полупустой поношенный рюкзак с надписью
химическим карандашом на большом клапане: ╚Ненавижу стукачей!╩ Читая книгу Юрия Поклада, я вернулся в мир
моей не просто покинутой, умершей Родины, √ настоящей, не высосанной из пальца
современного беллетриста. Вместе с этой книгой я вновь почувствовал себя
молодым и здоровым, способным с одним топором в руке и со старой берданкой за
плечом прорубиться сквозь таёжную чащу, пройти за день двадцать километров по
азимуту, наплевав на мошкару, на протекающие сапоги, на то, что из жратвы
осталось всего лишь банка сгущенки и банка тушёнки, а вертолет, который должен
забрать меня, хрен знает, когда за мной прилетит. И вновь всё
становится ясно: где левые, и где правые, красные и белые, свои и чужие,
коммунисты и фашисты, и ╚Наше дело правое √ мы победим╩. Без полутонов
заполонившего современного паскудства, когда за такую Родину уже никто
не бросится под танк с гранатой в зубах, и по-стахановски на неё работать
╚западло╩. Россия полностью и
окончательно ╚вернулась в цивилизованный современный мир╩, вернулась уравненной
с другими народами на право беспредела и на ханжескую
демократию. Правда, цену за предоставление этого права России США и страны
Западной Европы заломили высокую: повесившийся от отчаяния Костя Гоменюк из рассказа
╚Наклони голову и заходи...╩; не выдержавший своей ненужности геолог Евгений
Павлович (╚Главный геолог╩); замёрзший в пургу в тундре водитель Виктор
(╚Происшествие на станции метро╩); ищущий смерти Николай Свиридов
(╚Флибустьер╩) и прочие жертвы перестройки и её последствий, нанизанные на шампур
неумолимой, бессердечной истории, оставшиеся в памяти Юрия Поклада - очевидца
катастрофических для русского народа событий, донёсшего до нас правду о нас. Слишком много
трагедий, √ истинных, высоких, какие Эсхилу с Шекспиром и не снились, √ случилось
на стремительно обезлюдивающей Руси.... Берлин,
21.02.3013 года
|
|||||||||||||||
14.02.2013 |
|
|||||||||||||||
03.02.2013 |
ОТЗЫВ на ОТЗЫВ. Несколько слов по поводу статьи А. Глотова ╚Что немцу здорово?╩
|
|||||||||||||||
09.11.2012 |
НЕСЛУЧИВШАЯСЯ ВСТРЕЧА с Валерием Сердюченко
|
|||||||||||||||
13.10.2012 |
ОБ ИУДИНОМ ГРЕХЕ (продолжение статьи "Стукачи")
|
|||||||||||||||
21.05.2012 |
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ, КАК ПОСЫЛ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУДЬБЕ РОДИНЫ
|
|||||||||||||||
12.03.2012 |
ДОМ ДЕТЕЙ СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ √ 2
|
|||||||||||||||
12.01.2012 |
|
|||||||||||||||
31.10.2011 |
|
|||||||||||||||
19.10.2011 |
|
|||||||||||||||
09.10.2011 |
|
|||||||||||||||
29.06.2011 |
|
|||||||||||||||
03.06.2011 |
╚ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ...╩ или ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ╚БЕЛЫМ ПЯТНАМ╩ СИБИРИ
|
|||||||||||||||
03.05.2011 |
НИЧЕГО ЛИЧНОГО ИЛИ О ВОИНСТВУЮЩЕЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТИ
|
|||||||||||||||
23.04.2011 |
|
|||||||||||||||
20.04.2011 |
|
|||||||||||||||
09.01.2011 |
ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ДУМАТЬ САМИ √ 2
|
|||||||||||||||
22.12.2010 |
ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ДУМАТЬ САМИ...
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"