"Один из
говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек,
уже приближавшийся к старости, хотя и одетый как самый модный молодой человек;
он сидел с ногами на оттоманке с видом домашнего человека... Это был старый
холостяк Шиншин... злой язык, как про него говорили в московских гостиных"
"Война и мир", т.1, ч. 1, гл.15
04.04.2002 |
|
||||||||||||||||||||
28.03.2002 |
|
||||||||||||||||||||
19.03.2002 |
России нужны избирательные цензы
|
||||||||||||||||||||
14.03.2002 |
|
||||||||||||||||||||
13.03.2002 |
|
||||||||||||||||||||
07.03.2002 |
|
||||||||||||||||||||
25.02.2002 |
Так ли уж плохо жилось художнику при "развитом социализме"?
|
||||||||||||||||||||
21.02.2002 |
Несколько слов г-ну Сердюченко по поводу того, чья "мимикрия" унизительней...
|
||||||||||||||||||||
17.02.2002 |
Райчиха
Говорили, что причиной этому было то, что казармы строили на скорую руку, прямо на земле, и не заложили в фундамент сколько-то там слоев всяческих щебеночных и прочих прокладок. Не знаю. И проверить уже не смогу. Не смогу потому, что вряд ли когда-нибудь приеду в Райчихинск, чтобы двадцатью годами спустя снова посмотреть на те же амурские сопки. А это неправильно. Неправильно потому, что без этой поездки те полтора года моей жизни так и останутся такой же замерзшей лужицей в самом темном углу моей памяти. А полтора года - это немало для человеческой жизни. Но новая поездка в Райчихинск - это как минимум неделя сборов, полетов и поездок да еще (тоже немаловажное обстоятельство) сотни четыре, а то и пять долларов, и если мне когда-нибудь вдруг захочется предпринять такое вот путешествие в пространстве и времени, то я лучше потрачу эти деньги и дни на поездку, к примеру, в Прагу, где на международном кинофестивале за три года до Райчихинска мы с одной чешской девочкой вдруг влюбились в друг друга на один вечер и одну ночь. И найду в Праге тот кабачок, где пожилой чех, глядя на нас с девочкой, подсел без приглашения к нашему столику и на ломаном русском (а ведь память о пришедших сюда в 68-м советских танках еще кровоточила) рассказал о том, как много лет назад у него ⌠была любовь■ с юной деревенской девчонкой на стоге сена, и о том, как вечером стог был ⌠в-о-о-т такой■ (раздвинутые от пола к потолку руки), а к утру стал ⌠в-о-о-т такой■ (пальцы, собранные в щепоть). Наверное, мы с пражской девочкой выглядели очень счастливыми, если ему вдруг захотелось рассказать нам это. Может быть, как раз об этом кабачке я вспоминал, глядя тремя годами спустя через ограждавшую расположение дивизии двухметровую железную сетку на окраину Райчихинска, где за вертолетной площадкой местного аэродрома катился под сопкой обычный маршрутный автобус с вольными (⌠гражданскими■, как говорили мы тогда, вкладывая в это слово свой особый смысл) пассажирами, а, может быть, о своей оставшейся в Москве восемнадцатилетней жене, эдакому российскому изданию героини боттичеллиевой ⌠Весны■, которую очень любили приглашать позировать для их шедевров всяческие богемные фотохудожники, а, может быть, о том, что любой рядовой райчихинский гражданин, всю жизнь не выезжавший из своего шестнадцатитысячного городка, сейчас, в эту минуту, свободнее и счастливее, чем я, уже успевший немало поездить и повидать за восемь тысяч километров отсюда, не помню... Слишком уж много времени прошло с тех пор. А казармы действительно строили вопыхах - за несколько лет до моего приезда краснознаменная N-ская мотострелковая дивизия снялась со своего постоянного месторасположения под Волгоградом и, проехав пол-Союза, передислоцировалась сюда, прямо на голое поле между сопок, чтобы защищать Родину от китайской угрозы. Об этом не писали в газетах, но внутри самого расположения дивизии возле штаба стоял двухметровый плакат, изображавший узкоглазого потенциального противника со зверской физиономией и штыком наперевес. Сверху плаката была надпись: ⌠Воин, будь бдителен, враг за сколько-то там километров!■ Впрочем, надпись могла быть и другой. Для того, чтобы проверить, не подвела ли меня память, надо залезть в дальний угол антресолей и достать пачку писем, которые я в то время написал своей юной, родом из Ренессанса, жене. А я не перечитывал их уже лет двадцать, с тех пор, как через полгода после моего возвращения из армии мы развелись, и я забрал у нее эти письма, которые она, представьте себе, все-таки хранила, и я до сих пор не знаю, когда, наконец, решусь посмотреть в глаза себе тогдашнему, столь мало и много пережившему, столь счастливому и потерянному... проще говоря, одному из тех нескольких почти незнакомых и чужих мне сегодняшнему людей, которыми когда-то был я. Так что стоит ли вспоминать все это? Ведь такая проза - это прежде всего профессионально упакованная боль. И еще - пусть ничтожное, пусть незаметное для них, но все же предательство тех, кого ты любишь сегодня. Такие вот дела.
|
||||||||||||||||||||
14.02.2002 |
|
||||||||||||||||||||
20.11.2001 |
ПИСАТЕЛЬ ПОПИСЫВАЕТ- ЧИТАТЕЛЬ ПОЧИТЫВАЕТ (Почему мне "не нравятся современные писатели").
|
||||||||||||||||||||
08.11.2001 |
Беглые строчки об эссеистике Петра Вайля и Александра Гениса
|
1 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"