"Один из
говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек,
уже приближавшийся к старости, хотя и одетый как самый модный молодой человек;
он сидел с ногами на оттоманке с видом домашнего человека... Это был старый
холостяк Шиншин... злой язык, как про него говорили в московских гостиных"
"Война и мир", т.1, ч. 1, гл.15
04.04.2002 |
|
||||||||||||||||||||
28.03.2002 |
|
||||||||||||||||||||
19.03.2002 |
России нужны избирательные цензы
|
||||||||||||||||||||
14.03.2002 |
|
||||||||||||||||||||
13.03.2002 |
В ватнике с председателем Мао
Однажды, подвыпив (или, наверняка, хорошенько выпив), я (в шутку, естественно) надел ватник, кроличью шапку-ушанку, в которую вставил вместо кокарды круглый белый значок с золоченым изображением Мао Цзэ-дуна, и пришел в гости в одну из комнат общежития к своим подружкам - дочкам родителей, составлявших, как нынче принято говорить, элиту тогдашних союзных республик. Значок с Мао мне тоже подарила барышня, правда, уже москвичка, и был он не простой редкостью, а редкостью с историей - его еще в 50-е годы подарил бабушке барышни, заместителю союзного министра, член китайского политбюро. "Жалко, конечно, расставаться с фамильной реликвией, - сказала она, - но он тебе нужнее, гошист ты наш", - ласково сказала она (напомню, был 1976-й год). Был ли я тогда "гошистом"? Нет, конечно, поскольку мой левый (возможно даже, крайне левый - сейчас уже не упомню) радикализм ограничивался лишь стенами моей комнаты. Но, с другой стороны, он был одной из ипостасей моего "я", тогда одной из главных, а нынче почти забытой и ностальгически приятной... Что случилось со мной за прошедшие годы? Я "предал идеалы молодости" - которые, кстати, были тем почетнее, что, в отличие от парижских студентов образца 1968-го, я в середине семидесятых исповедовал их не в куче себе подобных, а в одиночку, среди "сытых буржуйских детей"? Да ничего подобного. Я просто вырос, повзрослел, и давно бы уже забыл обо всем этом - если бы Дискуссия не напомнила мне своей большевистской инфантильносью о годах моей юности - опять же, к чести своей, хочу заметить, что мой левый радикализм был куда интеллектуальнее и обильно сдобрен всем, что тогда можно было прочесть по этому поводу - от Сартра до крохотных информашек в либеральных советских изданиях. Я и по сей день не люблю капитализм. Я, впрочем, не люблю и русскую общину, и пролетарский коллективизм, но это уже "из другой оперы" - я просто не люблю "колхозов" в их любом виде, и, очевидно, подхожу в этом смысле под традиционное определение о помеси мелкобуржуазного радикализма и индивидуализма. Так вот, я и по сей день не люблю капитализма, но прекрасно понимаю, что капитализм со всем его "звериным оскалом" - это не только взрослое состояние человеческого общества, но и взрослое состояние души любого нормального человека. Что это значит? Кроме всего прочего то, что человек, живущий при капитализме - для того, чтобы жить хоть более-менее достойно, и, следовательно зарабатывать хоть какие-то деньги - вынужден (если давать очень короткое определение) делать не то, что хочется ему, а то, что нужно обществу или, что одно и то же, делать то, за что платят. А это и есть взрослость. Да, у нас она наступила, увы (но, скорее, к счастью - юность нынешнего поколения будет куда зауряднее) поздно - но, снова же, к счастью (вот она - амбивалентность человеческой души...), все же наступила. А коммунизм и мечты о всебщем равенстве и благоденствии, когда "от каждого по способностям и каждому по потребностям"- ну что ж, он как детство, когда родители (горячо или хоть как-то) любят, одевают и кормят - но из которого, хочешь или не хочешь, но приходится вырастать.
|
||||||||||||||||||||
07.03.2002 |
|
||||||||||||||||||||
25.02.2002 |
Так ли уж плохо жилось художнику при "развитом социализме"?
|
||||||||||||||||||||
21.02.2002 |
Несколько слов г-ну Сердюченко по поводу того, чья "мимикрия" унизительней...
|
||||||||||||||||||||
17.02.2002 |
|
||||||||||||||||||||
14.02.2002 |
|
||||||||||||||||||||
20.11.2001 |
ПИСАТЕЛЬ ПОПИСЫВАЕТ- ЧИТАТЕЛЬ ПОЧИТЫВАЕТ (Почему мне "не нравятся современные писатели").
|
||||||||||||||||||||
08.11.2001 |
Беглые строчки об эссеистике Петра Вайля и Александра Гениса
|
1 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"