"Один из
говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек,
уже приближавшийся к старости, хотя и одетый как самый модный молодой человек;
он сидел с ногами на оттоманке с видом домашнего человека... Это был старый
холостяк Шиншин... злой язык, как про него говорили в московских гостиных"
"Война и мир", т.1, ч. 1, гл.15
04.04.2002 |
|
||||||||||
28.03.2002 |
|
||||||||||
19.03.2002 |
России нужны избирательные цензы
|
||||||||||
14.03.2002 |
|
||||||||||
13.03.2002 |
|
||||||||||
07.03.2002 |
Мы, нижеподписавшиеся...
Сюжет очень прост и понятен для поживших в те времена зрителей - некая комиссия не принимает построенный в провинции хлебзавод, что станет неминуемой причиной снятия с работы некоего Егорова, эдакого предтечи перестройки. Устроили все это, естественно, злодеи из главка, которым честный Егоров стоит поперек глотки. Комиссия, не подписавшая акт о приемке, садится в поезд, а вместе с ними садится и подчиненый Егорова, которого играет Леонид Куравлев (актерский состав просто блестящ - Яковлев, Янковский, Лучко), и который должен во что бы то ни стало заставить членов комиссии до приезда поезда в областной центр всеми правдами и неправдами все-таки подписать акт о приемке. Вот и все. Молодой посетитель РП не поверит, а немолодой подтвердит - и фильм и спектакль пользовались в то время некоторым успехом в среде так называемой творческой интеллигенции. Почему? Ну, во-первых, автор, в отличие от главных головотяпов социалистического реализма, действительно поставил себе сложную (в профессиональном плане) драматургическую задачу - экранное время почти равно реальному, действие все полтора часа происходит в одном вагоне поезда, а основное "драматическое зерно" заключается в том, что главный герой за эти полтора часа переубеждает членов комиссии, последовательно, один за другим, откалывая по "человеческому кусочку" от единого монолитного коллектива. Во-вторых, переубеждает он, то бишь Куравлев, членов комиссии не так, как герои более ранних фильмов, т.е. доказывая, что его начальник - облганный врагами Родины честный коммунист, а "психологически", т.е. нажимая (случайно, впрочем, а не продуманно) на разного рода психологические пружинки, и пуская в ход запрещенные для тогдашних киногероев средства, как то лесть, обман и пр. Т.е. вроде бы все нормально, но... почему вот уже второй час меня тошнит от увиденного и не могу избавиться от всего этого, иначе, как написав этот текст? Да очень просто. Точно так же. как человек, который долго и нудно не решался развестись с нелюбимой женой, дабы сохранить хоть какую-то, но семью, а потом, разведясь, вдруг осознал, что хранить-то было нечего, так и я двадцать лет спустя вдруг понял, почему мне сейчас так мерзок герой, которого играет Куравлев. Тогда он (герой) казался мне маленьким колесиком, которое вдруг взбунтовалось против привычного хода вещей, закрутилось в другую сторону и почти сумело изменить направление движение некоего локального социального механизма. Сегодня - холуем, который по-рабски восторженно защищает своего хозяина от вышестоящих хозяев, чтобы вместе с ним карабкаться на вершины карьеры. Тогда мне казалось, что в "Мы, нижеподписавшиеся..." на место кондовому сталинско-хрущевско-брежневскому триптиху зрителю предлагается некий утопический эскиз брезжущей на горизонте "советской власти с человеческим лицом". Сегодня я вдруг в очередной раз (вдруг - потому что просто давно забыл об ) ощутил, что называется, нутром (оттого и тошнит), что "советской власти с человеческим лицом" не может быть даже в искусстве, и что писатели, которые доказывали обратное, просто лгали нам чуть хитрее и тоньше, чем их кондовые соцреалистические собратья - а оттого их ложь (весьма может быть, что и искренняя) выглядит сегодня в стократ отвратительнее, чем ложь Кочетова или Бабаевского - а игра прекрасных актеров столь фальшива и неубедительна. Так что, вопреки Геннадию Шпаликову, иногда все-таки полезно "возвращаться в прежние места". Хотя бы для того, чтобы более не возвращаться туда уже никогда.
|
||||||||||
25.02.2002 |
Так ли уж плохо жилось художнику при "развитом социализме"?
|
||||||||||
21.02.2002 |
Несколько слов г-ну Сердюченко по поводу того, чья "мимикрия" унизительней...
|
||||||||||
17.02.2002 |
|
||||||||||
14.02.2002 |
|
||||||||||
20.11.2001 |
ПИСАТЕЛЬ ПОПИСЫВАЕТ- ЧИТАТЕЛЬ ПОЧИТЫВАЕТ (Почему мне "не нравятся современные писатели").
|
||||||||||
08.11.2001 |
Беглые строчки об эссеистике Петра Вайля и Александра Гениса
|
1 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"