21.02.2002 15:03 |
Несколько слов г-ну Сердюченко по поводу того, чья "мимикрия" унизительней...
В Русский переплет я попал благодаря Сердюченко, разыскивая по Рамблеру, чего
там еще написал неутомимый филолог в Интернете. Дело в том, что я не только
люблю читать этого критика, чей бурный темперамент - редкость в наше постное
постлитературное время, но и сочувствую ему как человеку, который живет и
работает в не очень-то, мягко говоря, симпатизирущем ему городе (хотя, с
другой стороны, куда он, как говорится в старом анекдоте, "... денется?")
Понимаю я также, что голод не тетка и иногда приходится писать не то, к чему
душа лежит, а то и уговаривать душу, что лежит она именно к тому-то и тому-то.
Ну так ведь и об этом можно писать по-разному, и не допускать тех ляпов,
которые сделал уважаемый филолог в своей статье-не статье, рецензии-не рецензии
об "отказниках". А написал он буквально следующее (цитирую): "Автору показалась
небезынтересной нравственно-психологическая позиция тех русско-советских
евреев, которые не захотели быть "вместе" и предпочли унизительной мимикрии
возвращение к своим изначальным пенатам и богам."
Так вот уважаемый господин Сердюченко, я родился в одном из красивейших городов
мира Санкт-Петербурге. Родились в нем и мои родители. А их родители родились в
Пскове, Костроме, Ярославле и прочих не менее славных и древних русских
городах. Никто из них никогда не хотел, дабы столица Русской империи
превращалась в "колыбель русской(?) революции", никто из них не просил г-на Троцкого
(Бронштейна) устраивать в ней вооруженный переворот, равно как и не выбирал
г-на Зиновьева (Овсея-Гершена Ароновича Радомысльского) в качестве отца города
на долгие года.
Мои дореволюционные предки, люди, скажем так, не шибко интеллигентные, всегда
относились к интеллигенции с почтением и им никогда бы не пришло в голову, что
театральные споры можно вести с маузером на поясе (как Мейерхольд) и что
писатель может дружить с палачом (как Бабель).
Тем не менеe, им (равно как и мне) пришлось "мимикрировать", дабы выжить в той
стране, которой уже нет. Так почему же вы считаете, что для них, которым эта
революция и установленный ею строй были навязаны, эта "мимикрия" была менее
"унизительной", нежели для тех, из чьей среды эта революция, начиная еще с
Карла Маркса, по сути, и вышла? Почему вам не "показалась небезынтересной" их
позиция, которая заключалась не в бегстве из страны, а в долгой и трудной
жизни, дабы взрастить хотя бы несколько колосков на том пепелище, в которое эту
страну превратили?
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
239069 |
2002-02-21 15:47:52 |
|
|
-
|
239070 |
2002-02-21 15:54:46 |
DV
|
|
- TEST
|
239072 |
2002-02-21 16:31:26 |
Yuli
|
|
- В течение многих лет я по крупицам собирал факты, которые могли бы высветить внутренние причины октябрьского переворота. Я беседовал с сотнями, если не с тысячами, его участников и современников, с аристократами и простолюдинами, с русскими, татарами, евреями и грузинами и с людьми других национальностей, с выдающимися учеными и неграмотными и забитыми крестьянами из глухих деревень.
Я пришел к выводу, что главным мотором переворота была ненависть "черной кости" к "белой кости", сословная вражда и ненависть.
Униженное положение еврейства усиливало общий уровень ненависти в стране, но не играло решающей роли. Евреи терпели унижения по всему миру, но никогда, за исключением, возможно, восстания в Варшавском гетто, их возмущение не выливалось в бунт.
Поэтому некорректно приписывать евреям ответственность за большевизм.
|
- Yuli
Уважаемый Юлий Борисович!
Я понимаю Ваше стремление к политкорректности, но беда любого, кто, подобно мне, решится высказаться "по теме", заключается в том, что ему тут же начинают приписывать антисемитизм и вообще то, чего он не говорил. Я никак "не возлагал на евреев ответственность за большевизм". Я просто написал фамилии людей, которые руководили в моем родном городе во время революции и после нее. Или это тоже "некорректно"?
|
- Дорогой Юлий Борисович!
На сей раз я с Вами согласен. Не следует одним евреям приписывать всевозможные козни и казни. Да, сословная ненависть была чрезвычайно велика. Однако никто не помнит, что в той России сословные перегородки были проницаемы: стал коллежским регистратором или окончил университет - все - личное дворянство, служи дальше - получишь потомственное дворянство. Сейчас ненависть к "белой кости", полагаю, не менее существенна.
Сергею Шиншину
Дорогой Сергей!
Мне как-то не с руки делить писателей по национальному признаку. Из деятелей Серебряного века евреями (крещеными) были Н.Минский, его супруга поэтесса Л.Вилькина, Осип Дымов (Перельман), зять Брюсова поэт Муни (Кисин) и еще несколько персонажей. Осип Мандельштам, великий поэт, принял протестанство. Я только встаю, посему еще не слишком соображаю...
|
- Дедушке Коту
Дорогой Сергей Сергеевич!
Все, что меня задело - так это фраза Сердюченко насчет того, что вот, мол, "отказникам" не захотелось "унизительно мимикрировать". А нам, значит, с Вами хотелось? Или далось, по причине православного вероисповедания, легче? И потом - как мне кажется, Вы путаете (возможно, спросонья) революцию и бунт. То движение, что было направлено против сословных перегородок - это, скорее, бунт. А вот то явление, которое этот бунт оседлало - уже "революция", т.е. октябрьский переворот. Во втором случае ломание сословных перегородок была лишь одной из причин...
|
239078 |
2002-02-21 17:31:17 |
Yuli
|
|
- Уважаемый г-н Шиншин!
Политкорректность - это явно не моя сфера. Скорее, напротив, я не придерживаюсь этого принципа. Каждый Сенька, на мой взгляд, должен получить по шапке, он знает, за что.
Тот, кто пришел к власти на мутной волне русского бунта, не всегда имел отношение к истокам этого бунта, а если и имел, то непропорционально своему положению среди победителей. Поэтому преобладание еврейских и грузинских фамилий среди босяцкой элиты не значит, что именно они виноваты в том, что случилось с Россией.
|
- Yuli
"Тот, кто пришел к власти на мутной волне русского бунта, не всегда имел
отношение к истокам этого бунта, а если и имел, то непропорционально
своему положению среди победителей. Поэтому преобладание еврейских и
грузинских фамилий среди босяцкой элиты не значит, что именно они
виноваты в том, что случилось с Россией."
Уважаемый Юлий Борисович!
Тут я с Вами, наверное, соглашусь. Однако я всего-лишь навсего отреагировал на заметку Сердюченко, а "тема" поднимается такая серьезная, что высказываться на нее в форме дискуссионных реплик, пожалуй, и не решусь. Послушаю пока других.
|
- А куда, кстати, пропал из РП сам Сердюченко? Что-то колчан с его "Сердитыми стрелами" долго пустует. А без них как-то не так интересно.
|
- Сергею Шиншину
Дорогой Сергей! Да, мы не "уехали", ибо на это была наша благая (и не благая) воля. Так не бросим камень в тех, кто покинул Россию...
|
- У кого-то из известных всем людей ( не помню точно, по-моему даже у Розанова ) я прочел такую мысль, что революцию 17-го года сделали евреи для русских... А уж как ею воспользовались, это, как говорится... Еще я видел архивные списки сотрудников гос. учреждений 17-18, кажется, годов: 99 из ста - еврейские фамилии (одна моя знакомая сказала, что приспособленчество - национальная черта, я бы сказал: человеческая), а несколько лет спустя - меньше половины... Маятник... Неугомонный народ и очень талантливый, потому и неприкаянный и нелюбимый, в последнем сродни русскому. Нас еще и боятся...
|
239105 |
2002-02-22 10:11:01 |
Суси
|
|
- Еврейская тема, как говорится, не просыхает. На сайте Тенета, например, эта тема возникает регулярно и длится месяцами. В последний раз под нее отвели отдельную гостевую и назвали ее - Любимая дискуссия.
Сама непреходящая актуальность этой темы указывает на то, что до сих пор феномен еврейского народа не исследован. Я не согласен с теми, кто накладывает интеллигентское табу на еврейский вопрос, не отказываясь, впрочем, обсуждать национальные черты других народов (к слову, кавказцев). Я уверен, что говорить о национальном характере того или иного народа и возможно, и нужно, если мы хотим лучше понять историю и самих себя.
Решительно не согласен с мнением, что бунты и революции в России "от одних только евреев". Обвинять другой народ в собственных бедах то же, что импотенту обвинять женщину в неудавшемся свидании. Но решительно поддерживаю тех, кто утверждает, что роль евреев в революционных (и последующих) событиях оказалась значительной, значительней, чем даже роль кавказцев. Можно ли говорить о еврейском сионистском заговоре применительно к революционным событиям в России? Думаю, вряд ли. Просто все сошлось в одной точке: слабая царская власть, нищета и отсталость масс и поголовное стремление евреев вырваться из униженного положения. Если учесть природную еврейскую сообразительность, активность и способность приспосабливаться к новым условиям, то их выдвижение в первые ряды разрушителей самодержавия станет более-менее понятным. Если учесть природную еврейскую тягу к предпринимательству, то следут признать, что они ошиблись в своих расчетах, сделав ставку на экономику советского образца. Если учесть природную еврейскую убежденность в своей избранности, а значит, безошибочности любых поступков, то нет ничего удивительного в том, что они оценивают прошлое так, чтобы оно еще раз убедило всех в их избранности. В этой связи, уместно заметить, что типичные черты характера того или иного народа нередко и с удивительной точностью отражаются в том или ином индивидууме. И бывает странно, когда такой ярко выраженный тип начинает вдруг причислять себя к другой нации, когда по всем признакам...
Одним словом, мир полон противоречий...
|
- Уважаемый г-н Шиншин!
Вы очень конкретно высказались в своей заметке, разночтения здесь невозможны. Вы не просто привели фамилии руководителей своего города, безжалостно бросавших его жителей в печку революции, Вы определенно выразили свое мнение и о них, и об их национальности. Но, уловив неудовольствие в тоне Yuli, Вы поспешили ретироваться и, возможно, пожалели о том, что написали. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, чем это вызвано. Вы так обрадовались перемирию с Котом Васей, что теперь готовы отказаться от собственного мнения, лишь бы сберечь хрупкий мир с Yuli. Подумайте хорошенько, стоит ли одно другого?
Не стоит бояться, что Вам приклеят ярлык антисемита. Гораздо хуже потерять уважение людей, которые до сих пор не находили в Вас хамелеоновских черт.
|
- г-ну Суси
"Можно ли говорить о еврейском сионистском заговоре применительно к революционным событиям в России? Думаю, вряд ли."
Любопытная тендеция: очень многие отмахивются от идеи сионистского заговора, не утруждая себя даже более-менее приемлемым обоснованием своего мнения. Вы что же, боитесь, что Вас зачислят в одну команду с белогвардейцами, всерьез говорившими о жидо-масонском заговоре? Тот факт, что практически вся власть в стране после переворота была сосредоточена в руках представителей "богоизбранной" нации, кажется Вам случайным стечением обстоятельств, не более? А Вы можете позволить себе пофантазировать немного и предположить, что после смерти Ленина власть пришла не к Сталину, а к Кагановичу, Зиновьеву, Троцкому, Свердлову и кому там еще? Как дальше строилась бы жизнь в СССР?
|
- Суси: Я уверен, что говорить о национальном характере того или иного народа и возможно, и нужно, если мы хотим лучше понять историю и самих себя.
-----------------
Совершенно абсолютно! Видимо, поэтому и существует такая наука как этнография. Надеюсь, физиков с соседнего форума здесь нет - для них это коллекционирование марок. Очень глубокое и оригинальное понимание этногенеза можно найти в трудах Льва Николаевича Гумилева, сына Н.Гумилева и А.Ахматовой.
|
|